Московская рок-группа ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК была организована 1 августа 1986 года бас-гитаристом (скрипачом по музыкальному образованию) Анатолием Крупновым на развалинах джаз-рокового коллектива ПРОСПЕКТ. Gервоначальный состав ОБЕЛИСКА выглядел следующим образом: Анатолий Крупнов - бас-гитара, вокал; Николай Агафошкин - барабаны; Михаил "Ботаник" Светлов - гитара; Юрий "Ужас" Анисимов - гитара.
Изначально музыка ОБЕЛИСКА была выдержана в тягучей спиритической манере BLACK SABBATH: тяжелая, мрачная, почти физически давящая на тело и психику. Первой композицией коллектива стала песня "Апокалипсис", написанная полностью Крупновым. Да и вообще, на начальном этапе творчества все тексты и музыка писались исключительно Анатолием. Позже Крупнов обратился к творчеству Бодлера, Верхарна и Иосифа Бродского. Стихи этих авторов гармонично вплетались в тяжелые риффы ОБЕЛИСКА.
Первый концерт группы состоялся 23 сентября 1986 года в ДК "Шерсть-сукно". После этого выступления ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК заметили в московской Рок Лаборатории. Без долгих разговоров коллектив был зачислен под знамена этой легендарной организации. А благодаря наличию собственного "аппарата", ОБЕЛИСК стал постоянным участником всех сборных "металлических" концертов.
Осенью 1986-го года группу покидает Светлов, а на его место приходит Юрий "Алексис" Алексеев, игравший до этого в группах КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛА и МАСТАДОНТ. В лице Алексеева Крупнов обретает достойного соавтора музыкальных тем коллектива.
Уже при участии "Алексиса", в начале декабря 1986 года, в ДК "Красный Октябрь" был записан первый концертный магнитофонный альбом группы, озаглавленный "Апокалипсис". ОБЕЛИСК начинает набирать очки.
В начале 1987 года была предпринята попытка записать "студийный" "Апокалипсис" на девятиканальном магнитофоне, сконструированном самой группой. Однако, качество записи получилось, мягко говоря, слабенькое. Никто не знал, как записывать барабаны. Да и к тому же, магнитофон постоянно отказывал. До наложения вокала дело так и не дошло. Тогда ОБЕЛИСК поступил проще. Группа отстроила через пульт звук и записала на базе "живьем" все песни из первого магнитофонного альбома, прибавив к ним несколько новых вещей. Эта запись дошла до наших дней и представляет сейчас большую редкость.
В феврале 1987-го года в группу возвращается Михаил Светлов. Он занимает место Юрия Анисимова, покинувшего группу. Музыка ОБЕЛИСКА выходит на новый качественный уровень. Она становится максимально тяжелой и мрачной, но при этом мелодичной и динамичной. За ОБЕЛИСКОМ закрепляется звание "металлической группы №1 в СССР".
Группа активно выступать в Москве, а так же не менее активно гастролирует. Музыканты дают по 8-10 концертов в месяц. Помимо интереснейшего музыкального материала, ОБЕЛИСК устраивает на сцене настоящее шоу: огромный (в полчеловеческого роста) фосфорирующий вращающийся череп с глазами-лазерами, скелет на барабанах, пиротехнические и световые эффекты. Помимо этого ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК впервые появляется на большой сцене в качестве "сопровождающих" финской панк-группы SIELUM VILJET. Их совместное выступление произошло в Измайловском зале тяжелой атлетики и имело заметный резонанс.
Примерно в это же время ОБЕЛИСК снимает свой первый видеоклип на песню "Полночь". Группа записывает второй концертный магнитофонный альбом "Цветы Зла", который был смонтирован из пяти концертов, проходивших в ЦДТ. Эта запись дошла до "краев и самых окраин" Союза. Группу услышали в самых отдаленных уголках страны, и ребята окончательно утвердились в роли королей отечественного тяжелого рока. В конце зимы 1988-го года ОБЕЛИСК принял участие в первом всесоюзном фестивале хэви-металл-рока, проходившем в городе Свердловске, и неожиданно занял на нем только второе место. Группа уступил в борьбе за первенство ТЯЖЕЛОМУ ДНЮ. "Я даже знаю, почему мы были вторыми, - говорил Крупнов. - Просто накануне концерта я перебрал портвейна и петь практически не мог. Голоса не было вообще". Неравнодушное отношение Крупнова к алкоголю стало обострять отношения внутри коллектива.
Летом 1988-го года ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК занимает первое место на финальном концерте "Звуковой дорожки", проводимом газетой "Московский Комсомолец".
Однако, несмотря на безоговорочный успех, внутри группы возник серьезный конфликт, который самым нелицеприятным образом разрешился во время гастрольной поездки ОБЕЛИСКА в Кишинев в конце лета 1988-го года. Произошел инцидент, завершившейся потасовкой Крупнова с одним из техников группы. По возвращении в Москву, Анатолий распускает группу на каникулы, явившиеся фактически развалом коллектива. ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК прекращает свое существование 1 августа 1988 года.
"Посмертно" выходит третий концертный магнитофонный альбома группы, представляющий из себя запись последнего выступления коллектива. Альбом назвали просто, но со вкусом: "Последний концерт в Кишиневе". Крупнов присоединяется к группе ШАХ, записывает с ней в Германии альбом "Beware'', получивший неплохие отзывы на западе, гастролирует в составе ШАХА в России и за рубежом. Алексееву поступают предложения о сотрудничестве от групп ТЯЖЕЛЫЙ ДЕНЬ и Э.С.Т., но он отвергает их и собирает собственный проект ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА, с которым выпускает магнитофонный альбом "Мир-Дьявол". Светлов организовывает группу ПОЛТЕРГЕЙСТ, но не добивается с ней значительных успехов. Агафошкин отходит от музыкальных дел и начинает заниматься коммерцией.
Летом 1990-го года Крупнов принимает решение о воссоздании ЧЕРНОГО ОБЕЛИСКА. Реанимация группы состоялась 1 августа того же года. В состав старой новой формации вошли Анатолий Крупнов, Юрий Алексеев, Михаил Светлов и барабанщик групп ЛЕГИОН и ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА Сергей Комаров.
Первое выступление возрожденного ОБЕЛИСКА состоялось 23 сентября 1990 года в рамках фестиваля "Железный Марш" во Дворце Культуры "Крылья Советов".
Вскоре группу в очередной раз покидает Светлов. На его место приглашается Василий Билошицкий, ранее сотрудничавший с группой Э.С.Т. В этом составе записывается магнитофонный мини-альбом "Жизнь После Смерти". Начинается работа над материалом для полнометражной пластинки, но… Произошла трагедия. 13 ноября 1990 года в своей квартире был застрелен бандитами Сергей Комаров.
Замену этому талантливому барабанщику найти было довольно сложно. Тем более неожиданным стал факт зачисления в ряды ОБЕЛИСКА Владимира Ермакова, который ранее не "светился" в крупных проектах (играл в группе КАНТОР). Его дебют в составе группы состоялся в конце ноября 1990-го года на концерте, посвященном памяти Комарова.
Наконец, 28 марта 1991 года выходит новый магнитофонный альбом ОБЕЛИСКА "Стена". В его поддержку сразу же стартует концертный тур по стране, снимаются видеоклипы. Группа вновь на подъеме.
Осенью 1991-го года группа записывает англоязычный альбом "One More Day", ориентированный для выпуска на Западе. В начале 1992-го года группу покидает Билошицкий. Его заменяет Игорь Жирнов из группы ДЖОКЕР.
В мае 1992-го года ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК участвует в туре "Монстры Рока По Руинам Империи Зла" вместе с бразильской группой SEPULTURA и отечественными командами МАСТЕР, ШАХ и Э.С.Т.
Летом того же года на "Alien Records" выходит первый виниловый альбом коллектива "Еще Один День". Эта работа по стилистике значительно отличалась от того, что ОБЕЛИСК делал раньше, но, несмотря на все обвинения в "коммерциализации" и "попсовизации", диск получил прекрасные рецензии в ведущих российских металлических изданиях.
После записи "Еще Одного Дня" из группы уходит Жирнов, а на его месте появляется Дмитрий Борисенков. Альянс именно этих людей (Крупнов - Алексеев - Ермаков - Борисенков) позже станет именоваться "Классическим составом ЧЕРНОГО ОБЕЛИСКА". Тогда же Владимир Ермаков принимает участие в записи альбома МАСТЕРА "Talk Of The Devil".
В конце 1992-го года выходят пластинка "Монстры Рока" и компакт-диск с тем же названием. На виниле было две вещи ОБЕЛИСКА - "Стена" и "Аве, Цезарь", а на компакте - англоязычные "City's On Fire" и "One More Day".
10 мая и 14 июня 1993-го года ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК появился на большой сцене. В первом случае это произошло вместе с группой ACCEPT, а во втором - с FAITH NO MORE и российской группой Э.С.Т.
Летом 1993-го года Крупнов присоединяется (на правах сессионного музыканта) к проекту "Гарика" Сукачева НЕПРИКАСАЕМЫЕ.
Следующий всплеск активности произошел только в мае 1994-го года. Выходят два альбома: новый "Я Остаюсь" и "Стена", составленный из ремиксов вещей прошлых лет. А в сентябре 1994-го выпущены в продажу переизданный "Еще Один День" (на сей раз на компакт-диске) и компакт-кассета "86-88". Помимо этого, Крупнов приступает к записи сольного альбома.
Однако, после выхода этих записей, группа попала в кризис. Он был обусловлен целым рядом причин - это и сложности в организации концертов, и то, что Крупнов все больше времени стал уделять сотрудничеству с НЕПРИКАСАЕМЫМИ, и, наконец, то, что Анатолий начал увлекаться наркотиками.
Потерявший управление ОБЕЛИСК еще пытается держаться на поверхности, но терпение музыкантов не безгранично. Повторяется ситуация августа 1988-го года: нервы участников коллектива сдают - первым, из-за бесполезности и бессмысленности происходящего, перестает приходить на репетиции Алексеев. Затем Борисенков и Ермаков.
Ермаков уходит в группу Э.С.Т., а Борисенков начинает сотрудничество с Еленой Зосимовой и Алисой Мон. В конце 1995 - начале 1996 годов Крупнов с новыми музыкантами (работающими вместе с ним в НЕПРИКАСАЕМЫХ) - Дмитрием Варшавчиком (гитара) и Александром Митрофановым (барабаны) - проводит несколько концертов в ночных клубах и на закрытых вечеринках.
В 1996 году Светлов вместе с Леонидом Фоминым (игравшим в группе МАСТЕР, а в настоящее время в группе ВАЛЬКИРИЯ) и Сергеем "Блудным" Подрезенко (в настоящее время - Э.С.Т.) создают проект BLAZE BOMBER. Между тем, Крупнов продолжает активно участвовать в проекте Сукачева (с его участием были записаны два альбома НЕПРИКАСАЕМЫХ: "Брел, Брел, Брел…" и "Города, Где Под Ногами Дымится Асфальт"), дописывает свой сольный альбом (1995 год), принимает участие в записи проектов "Митьковские Песни" (1995 год) и "Странные Скачки", посвященном памяти Владимира Высоцкого (1996 год). Анатолию поступает предложение войти в состав группы ДДТ (1995 год), но он его отклоняет, ограничившись только помощью в аранжировках к альбому "Это Все". Помимо занятия музыкой, Крупнов снимается в фильме "Научная секция пилотов" (1996 год), играет в театре в спектакле "Контрабас" (1996 год), ведет на "М-Радио" антиалкогольную и антинаркотическую программу Новая Жизнь (1996 год).
В конце 1996-го года Крупнов выходит из состава НЕПРИКАСАЕМЫХ. У него снова появляется желание сосредоточиться на работе в ЧЕРНОМ ОБЕЛИСКЕ. Но...
27 февраля 1997-го года в студии, во время записи, Анатолий Крупнов умирает от сердечного приступа. Ушел из жизни один из лучших рок-музыкантов страны...
Уже после смерти Крупнова вышел в свет его сольный альбом "Крупский Сотоварищи. Чужие Песни И Несколько Своих".
Варшавчик и Митрофанов дописывают последний альбом Крупнова. Анатолий успел записать басовые партии к десяти песням и вокальные - к шести. Остальное дописывают его товарищи: Юрий Шевчук, Игорь Сукачев, Константин Кинчев, Александр Скляр, Сергей Савин, Павел Фролов, Жан Сагадеев и другие. Дата релиза альбома несколько раз переносится на более поздний срок.
В это время Борисенков и бас-гитарист группы Э.С.Т. Даниил Захаренков принимают предложение от Константина Селезнёва (гитара) и Станислава Вознесенского (барабаны) и начинают работать в группе ТРИЗНА. Тогда же Ермаков уходит из Э.С.Т. и участвует в проекте СОБАКИ ТАБАКА.
Летом 1999-го года Дмитрий Борисенков, Владимир Ермаков и Михаил Светлов решаются воссоздать ОБЕЛИСК. К ним присоединяется Даниил Захаренков, а чуть позже и Юрий Алексеев. Лидером группы становится Борисенков. Он же берет на себя вокальные партии. Осень 1999 года была посвящена репетициям. Первый концерт возрожденного в очередной раз ЧЕРНОГО ОБЕЛИСКА состоялся 6 января 2000 года в московском "Р-Клубе". Была представлена программа, явившаяся результатом, а можно сказать, и последствием работы Борисенкова в ТРИЗНЕ. Прозвучавшие композиции, созданные им за этот период для ТРИЗНЫ, переаранжированнные и доработанные, получили новую жизнь и вошли в репертуар ОБЕЛИСКА наряду со старыми хитами группы, такими как, "Стена", "Еще один день", "Черный Обелиск".
Сначала идея ОБЕЛИСКА без Крупнова воспринимается с достаточной долей скептицизма, но вскоре музыканты вновь завоевывают внимание поклонников.
31 марта 2000 года наконец-то выходит в свет последний альбом, над которым работал Крупнов. Он состоит из двух частей и носит название "Postальбом". В этот же день в Спорткомплексе Олимпийский состоялся грандиозный концерт, посвященный памяти Анатолия Крупнова. Помимо музыкантов ЧЕРНОГО ОБЕЛИСКА, игравших в группе в разное время, в нем приняли участие Сергей Савин, Павел Фролов, Жан Сагадеев, группы ДДТ, ЧАЙФ, НЕПРИКАСАЕМЫЕ, ВА-БАНКЪ, СПЛИН, ZDOB SI ZDUB.
В начале апреля 2000-го года ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК открывает свой официальный сайт в сети Интернет - www.blackobelisk.ru. Теперь у поклонников группы появилась возможность задавать вопросы музыкантам, знакомиться с подробной историей коллектива, получать информацию о новостях группы, планах.
В мае 2000-го года ОБЕЛИСК садится в студию для записи своего первого после возрождения сингла. Он выходит ограниченным тиражом. Осенью 2000 года сингл переиздается на компакт-кассете под названием "Песни Для Радио". Одновременно происходит обновление исполняемого материала. Из репертуара исчезает значительная часть песен, созданных Борисенковым в период сотрудничества с ТРИЗНОЙ. Вместо них появляются более жесткие композиции, исполняемые в характерной для ЧЕРНОГО ОБЕЛИСКА стилистике.
В конце 2000 года Алексеев переключается на сотрудничество с группой Сергея Маврина (ex-АРИЯ) МАВРИК.
2001 год ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК начал с клубных выступлений (в составе Борисенков - Ермаков - Светлов - Захаренков), обкатывая новую программу, на основе которой в ближайшее время планируется запись полнометражного альбома, посвященного памяти Анатолия Крупнова. Музыканты полны решимости и свежих идей. Отзывы поклонников коллектива настраивают на мажорный лад…